Каир — Христианский Каир.

  • Государственное устройство
  • Экономика
  • Международные отношения
  • Географическое положение Египта
  • Климат Египта
  • Внутренние воды
  • Флора и Фауна
  • Крупнейшие города
  • Население
  • Культура
  • Искусство
  • Современная литература
  • Историческая справка
  • Посольство Египта в России
  • Виза
  • Сезоны туризма
  • Как добраться
  • Валютные и таможенные правила
  • Что взять с собой
  • Посольство и консульства РФ
  • Экстренная помощь
  • Отели
  • Деньги
  • Связь
  • Транспорт
  • Питание
  • Развлечения
  • Активный отдых
  • Здоровье
  • Магазины и покупки
  • Обычаи, нравы, законы
  • Достопримечательности и курорты
  • Электричество и водоснабжение
  • Языки и разговорник
  •  


    Христианский Каир.

    Реклама:

     

    Аль-Муалляка

    Каир основан в 969 г., но люди селились на его нынешней территории задолго до этого. Один из наиболее интересных районов города — христианский Старый Каир (по-арабски — Миср аль-атика). Он известен также как Вавилон Египетский. Поселение это при фараонах имело важное стратегическое значение. Оно было основано на правом берегу Нила в том месте, где находилась переправа через реку на пути из Мемфиса в религиозный центр страны Гелиополь (Он). Вавилон служил и портом. Туда для обоих городов привозили товары из Верхнего Египта и из дельты Нила.

    Откуда пошло такое название — Вавилон, доподлинно не известно. Одни ученые считают, что это просто исковерканное многочисленными завоевателями на более привычный им манер древнеегипетское слово, означавшее «переправа по дороге в Он». Есть и другое объяснение. Легенда гласит, что великий египетский фараон Рамсес II, завоевавший в XIII в. до н. э. часть Передней Азии, захватил там много рабов. Он поселил их южнее переправы, в Туре, где еще со времен Древнего царства добывали твердый песчаник для отделки пирамид. Но рабы, трудившиеся в каменоломнях, восстали. Фараон не стал убивать их, а даровал свободу и выделил для поселения место возле переправы. В память о родине его и назвали Вавилоном.

    В Каире сотни архитектурных памятников, музеев и иных достопримечательностей. Чтобы осмотреть их все, нужны многие месяцы. Но есть достопримечательности, так сказать, первого порядка, которые надо увидеть даже в том случае, если вы приехали в столицу Египта всего на два дня, — пирамиды Гизы, Египетский музей, Цитадель. К их числу относится и Старый Каир. В VI в. до н. э. персы, захватившие Египет, впервые построили в стратегически важном Вавилоне крепость. Римляне перестроили и укрепили ее, причем делали это дважды. До наших дней хорошо сохранились круглые бастионы, построенные при императоре Траяне в начале II в. н. э. В кладке толстых стен чередуются ряды камней и кирпичей. Такое сочетание двух строительных материалов было характерно для того времени.

    Сейчас вокруг крепости Траяна городские кварталы. А в начале нашей эры Нил протекал значительно восточнее своего нынешнего русла, там, где проходит ныне линия метро. Крепость тогда стояла на берегу реки. После того как в 312 г. император Константин официально признал христианство, Вавилон Египетский стал его важным центром. Там началось строительство церквей.

    В Старом Каире шесть коптских церквей, мало изменившихся с момента постройки много веков назад. Самая интересная и известная из них — Аль-Муалляка («Подвешенная»). Чтобы попасть в эту церковь, надо преодолеть десятка три крутых ступеней. Построена она на одном из бастионов римского форта — отсюда и название. По-видимому, церковь была возведена в середине VII в., после арабского завоевания. В некоторых публикациях можно встретить утверждение о том, что она гораздо старше. Но до прихода арабов в форте находились византийский наместник и войска, так что вряд ли в этот период наверху бастиона могла быть построена церковь, да еще коптская, а не греческая. Бесспорно, однако, что во время строительства церкви использовались архитектурные элементы более ранних построек. Об этом ясно говорят ее колонны — различного размера, с капителями разной формы. Такая практика, кстати сказать, была вообще широко распространена не только в Египте, но и на всем Ближнем Востоке.

    Аль-Муалляка.

    Во времена Византийской империи церкви имели обычно форму базилики. Их внутреннее помещение делилось рядами колонн на три зала-нефа. Причем боковые нефы были меньше центрального, а потолок в них ниже. Аль-Муалляка тоже напоминает базилику, но в ней два центральных нефа, причем правый шире левого. В церкви великолепный старинный иконостас. Но, в отличие от русских церквей, только в самом его верху расположены иконы. Большая часть иконостаса представляет собой резную деревянную панель, инкрустированную костью.

    В коптских церквях редко встретишь фрески. Аль-Муалляка в этом отношении не является исключением. Остатки фресок на религиозную тему сохранились лишь в часовне, пристроенной к церкви справа. В самой же церкви фрески представлены только растительным орнаментом на опирающихся на колонны перекрытиях. Вместо привычных нам фресок стены Аль-Муалляки украшают иконы. Их там больше ста. Сюжеты обычно те же, что и у русских икон, а вот манера письма совершенно другая. Стиль коптских икон можно было бы назвать примитивизмом. Изображения плоские, пропорции не соблюдены, детали не прорисованы. Такое впечатление, что все они написаны детьми. И все же коптские иконы производят сильное эмоциональное воздействие.

    В Аль-Муалляке хранятся мощи нескольких почитаемых коптами святых. Они помещены в обернутые коврами деревянные пеналы, сложенные в стеклянных витринах. Внутреннее пространство между стеклом и мощами усыпано клочками бумаги. Это верующие обращаются к святым со своими мольбами о помощи. Вход в Аль-Муалляку расположен с внешней стороны форта. Остальные пять коптских церквей Старого Каира находятся внутри крепости Траяна. Чтобы попасть в них, надо спуститься с улицы на двадцать ступеней вниз. Столь большая разница в уровнях образовалась из-за того, что вне стен форта веками накапливался культурный слой.

    Первая и наиболее известная из пяти церквей носит имя Св. Сергия и Бахуса, но египтяне зовут ее просто Абу Серга. По своей архитектуре это тоже базилика, с одним центральным нефом. Однако над боковыми нефами, в отличие от византийской архитектуры, находятся галереи. Убранство церкви чрезвычайно скромное. В алтарной части виднеется белый купол. Это часовня, построенная над гротом, где, по преданию, останавливались Дева Мария с младенцем Иисусом. Вход в грот расположен в часовне с левой стороны алтарной части. В него ведут каменные ступени. К 2000-летию рождения Христа грот был отреставрирован, однако спускаться в него могут только священники. Это место поклонения многочисленных христианских паломников со всего света.

    Неподалеку от церкви Абу Серга расположена церковь Св. Варвары. Она была основана в 684 г. и по архитектуре очень похожа на Абу Сергу. В церкви хранятся мощи св. Варвары, жившей в III в. Поблизости находится синагога Бен Эзры. Недавно она была тщательно отреставрирована. В Египте веками жила большая еврейская колония. Согласно традиции, на обратном пути из Египта в Палестину Святое семейство задержалось в Вавилоне, поскольку Иосиф имел там дальних родственников. После создания государства Израиль в 1948 г. почти вся еврейская община Египта эмигрировала туда, и ныне ее численность составляет всего около двухсот человек.

    Архитектура синагоги совершенно такая же, как и коптских церквей. Первоначально здание и было церковью Св. Михаила Архангела. В конце Х в. халиф Хаким закрыл церковь, и здание купила еврейская община. Однако церковь, по-видимому, была построена рядом с местом, где в дохристианские времена стояла синагога. За синагогой Бен Эзры расположено старинное кладбище. Церковь Св. Георгия была основана в 681 г., но в середине XIX в. пожар почти полностью уничтожил старинное здание. Новое здание было построено в традициях коптской архитектуры. Декорирована церковь очень скромно.

    Церковь Святой Девы известна с Х в. В середине XVIII в. церковь была полностью перестроена. К этому времени относится и большинство ее икон. У входа в Старый город расположен женский коптский монастырь Св. Георгия. Он существует с Х в. В монастыре есть часовня Св. Георгия, в которой хранятся фрагменты его мощей.

    Между двумя бастионами форта, во дворе, находится Коптский музей. Его основателем в 1908 г. и первым директором был Маркус Симайка. У входа в музей установлен его бюст работы русского скульптора Бориса Оскаровича Фредмана-Клюзеля (1878-1959), одного из ведущих мастеров всемирно известной петербургской фирмы Фаберже. После революции 1917 г. Клюзель эмигрировал в Париж, а в 1928 г. перебрался в Каир, где был заведующим кафедрой скульптуры факультета изящных искусств Каирского университета.

    В Коптском музее тысячи интересных экспонатов — резные каменные детали архитектурных сооружений и старинные манускрипты, оружие и посуда, иконы и церковная утварь. Примечательно, что от предметов исламского декоративно-прикладного искусства того же времени они отличаются по большей части лишь религиозной символикой. Это говорит о единстве египетской культуры. Оно хорошо видно и в архитектуре здания. Его фасад очень похож на фасад одной из средневековых каирских мечетей. Цветные витражи, резные деревянные решетки на окнах (они называются машрабия), каменные инкрустированные фонтанчики широко распространены и в исламской архитектуре.

    Выдающийся русский художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), проживший в Египте с 1920 по 1925 г., очень любил коптское искусство. «Это — предок (и прямой, а не боковой) и нашего русского искусства», — утверждал он в письме другу в 1924 г. Коптское искусство сохранило раннехристианские традиции, которые впоследствии через Византию пришли и в Россию. Если стоять на улице лицом к Коптскому музею, то справа будет полуразрушенный круглый бастион форта Траяна, а на левом бастионе — повторяющая его форму круглая церковь. Это церковь греческого православного монастыря Св. Георгия.

    Первое упоминание об этой церкви относится к 530 г. Первоначально она находилась внутри форта. Об этом ясно говорят фотографии второй половины XIX в. В 1904 г. в церкви произошел сильный пожар, она была разрушена. Спустя пять лет церковь приняла свой нынешний вид. Тогда же, в 1909 г., было построено и здание монастыря. Как и в бастионах форта, каменная кладка в нем чередуется с кирпичной. Однако в 1950-е гг., когда большинство греков покинули Египет, монастырь прекратил свое существование. Его здание сейчас служит резиденцией епископа Вавилона.

    Греческий монастырь на территории форта Траяна появился, по-видимому, только в XIV в. и поначалу был женским. Его упоминает в своих трудах известный египетский средневековый историк Макризи, скончавшийся в 1442 г. Русский путешественник Василий Позняков, посетивший Египет в 1558 г., тоже описывал его. «А в старом Египте большая церковь святый страстотерпец Георгий, монастырь девич; а в церкви на левой стране, на стене, написан образ Георгий страстотерпец, за решеткою медяною. Много же чудеса и исцеления бывают от того образа», — отмечал Позняков в своем «Хождении».

    Хотя Позняков и упоминает, что образ написан на стене, речь, видимо, идет все же об иконе, а не о фреске, потому что, по его свидетельству, он был «за решоткою медяною». Ныне внутри церкви, слева от входа, стоит павильон, а в нем — икона св. Георгия в серебряном окладе со стеклянной крышкой. Греческий епископ утверждает, что иконе этой столько лет, сколько самой церкви. Впрочем, по мнению специалистов, металлические оклады на иконах появились только в XII в. Во время пожара 1904 г. ее успели вынести. Икона считается чудотворной. Верующие кладут к ней записки и мелкие монетки. Возможно, это та самая икона, что видел когда-то Позняков.

    В Старом Каире культ св. Георгия очень силен. Как уже отмечалось, его имя носят, кроме греческого монастыря, также коптская церковь и женский коптский монастырь. Даже улица, ведущая к Коптскому музею, и станция метро называются Мар Гиргис — Св. Георгий.

    Святой Георгий родился в 280 г. в Палестине и был офицером римской армии. Он прославился своим героизмом во время войны с персами. Легенда гласит, что в Бейруте Георгий силой своей веры победил непобедимого доселе дракона (или змия) и спас от неминуемой гибели прекрасную принцессу. Эта легенда — одна из излюбленных тем иконописцев всех времен и народов. Георгий принял христианство, бывшее тогда запрещенной религией. Это вызвало гнев императора Диоклетиана. Несмотря на страшные пытки, Георгий от веры не отказался и был в 303 г. обезглавлен. За это он и был причислен впоследствии к лику святых, став символом защитника бедных и угнетенных.

    Русский историк-эмигрант Елизавета Лукьянова, специалист по Византии, прожившая много лет в Египте, высказала в начале 1940-х гг. такое предположение о популярности св. Георгия в Старом Каире. Поскольку он был офицером, а в форте Траяна при римлянах был расквартирован военный гарнизон, Георгий мог какое-то время проходить там службу и даже жить в том самом бастионе, внутри которого позднее была создана греческая православная церковь. Историческая память об этом осталась.

    С первой площадки лестницы, ведущей в церковь, можно пройти правой стороной к маленькой часовне. Это своего рода музей св. Георгия. Там есть железный ошейник на цепи, на котором его держали перед казнью. Считается, что человек, примеривший ошейник, не только приобщается к подвигу святого, но и излечивается от недугов. Рядом — столб, к которому был прикован св. Георгий, страшные орудия, которыми его пытали.

    На стене второй площадки лестницы установлен белый скульптурный барельеф св. Георгия. Он был выполнен в 1940-х гг. русским скульптором Борисом Оскаровичем Фредманом-Клюзелем. Здание церкви построено в византийском стиле, на шести колоннах. В середине — восьмигранное отверстие, закрытое стеклянной крышкой. Это ниломер. Его упоминает в своих трудах Макризи. Под церковью, на первом этаже бастиона, находятся часовни и мавзолей греческих патриархов. Однако вход туда обычно бывает закрыт.

    К территории монастыря примыкает слева обширное кладбище. На нем есть небольшая церковь Девы Марии. Ныне она реставрируется. За алтарной частью церкви, с левой стороны, к ней в 1941 г. была пристроена часовня. Там есть колодец и грот. Греки утверждают, что в этом гроте останавливалось Святое семейство. Табличка на русском языке гласит: «На этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой младенец Иисус Христос жил со своей матерью, скрываясь от Ирода». Надпись выполнена дореволюционной графикой. Делали ее наши соотечественники-белоэмигранты, в середине ХХ века в Египте их было 2,5-3 тыс. человек. Греческий православный монастырь Св. Георгия стал для них местом притяжения, ведь греческая и русская церковь идентичны. Более двухсот эмигрантов похоронены на кладбище. Большинство по бедности — в общем склепе, над которым возведена часовня в древнерусском стиле.

    Итак, на территории форта Траяна два места, где, по преданию, останавливалось Святое семейство: одно, широко известное и популярное — в коптской церкви Абу Серга, другое, о котором знают лишь единицы, — в часовне на греческом православном кладбище. Возможно, и копты и греки правы, ведь Святое семейство останавливалось в Старом Каире дважды — в начале бегства в Египет и на обратном пути в Палестину. Возможно, и те и другие не правы, поскольку в форте Вавилона находился в ту пору римский гарнизон и вряд ли туда пускали гражданских лиц. Во всяком случае, такого мнения придерживаются некоторые европейские историки. Но, думается, два тысячелетия спустя после посещения Египта Святым семейством точное определение места не так важно. Важно, что память об этом событии осталась, и она вдохновляет миллионы людей.

    На территории Каира есть еще два места, где, согласно преданию, останавливалось Святое семейство. Одно из них — дерево Марии в Матарии, за Гелиополем. Расположено оно неподалеку от того места, где находился город древнеегипетских жрецов — Он. Греки называли его Гелиополь — Город солнца, поскольку там процветал культ бога Солнца Ра. Но от древнего города остался лишь обелиск фараона Сенусерта I (12-я династия), кое-какие архитектурные детали и несколько скульптур.

    Дорога из центра города в Матарию идет через Аббасию. Слева виден огромный собор современной архитектуры. Это коптский патриарший собор Св. Марка. Его планировалось построить на месте старого собора к 1900летию со дня гибели св. Марка, отмечавшегося в 1968 г., но работы были завершены позже. 2 июня 1968 г. Папа Римский Павел VI передал коптам мощи св. Марка, вывезенные из Египта в Средние века венецианцами. С тех пор они хранятся в патриаршем соборе.

    В Матарии, среди невысоких «народных» жилых домов, есть небольшой музей. Там и растет дерево Марии. Согласно преданию, Святое семейство отдыхало на этом месте в тени сикаморы. То самое дерево, конечно, давно уже погибло, но на протяжении веков от умирающей сикаморы брали отростки и сажали их рядом. Последний раз — 14 июня 1906 г. Возле живого дерева — высохший ствол его предшественника. Известно, что оно было посажено в 1672 г.

    Справа от дерева есть выложенный камнем в форме буквы «Ф» колодец. Коптская традиция утверждает, что колодец сооружен на том месте, где по велению Иисуса из земли забил источник. Младенец благословил его, и вся семья утолила жажду. Потом Мария постирала одежду своего сына. Рядом с источником, там, где сейчас растут цветы, она полила землю, и на глазах у усталых путников выросло и расцвело бальзовое дерево.

    Русский гость Василий, побывавший в Египте в 1465-1466 гг., описал в своем «Хожении» дерево Марии и пересказал историю о том, как Иисус повелел появиться источнику. Упоминает он и бальзовое дерево. «И на том месте израсте древеса мала и из тех древес идет масло и кто возьмет это масло и подает исцеление не токмо Христианам, но и всем языкам и верам на исцеление», — отмечал Василий. Но когда в 1634 г. Египет посетил еще один русский путешественник, Василий Гогара, бальзового дерева там уже не было. По его словам, оно засохло. «И в то время Немцы были, и то древо сухое дорого купили и увезли в свою землю», — сообщал Гогара.

    Третье место в Каире, связанное со Святым семейством, находится на правом берегу Нила, в Маади. Там стоит старинная коптская церковь Девы Марии. В этом месте Нил со времен Иисуса не менял своего русла. Как и в Вавилоне, там тоже была переправа. Среди местных жителей были евреи, у переправы стояла небольшая синагога.

    Со стороны набережной видны лишь глухая стена церкви и три купола над алтарной частью. Вход в нее со стороны реки. Считается, что церковь построена еще в IV в., во времена римского императора Константина, легализовавшего христианство. По своей архитектуре она представляет собой классическую византийскую базилику. Но не так давно церковь была реконструирована и расширена. Во дворе церкви есть павильон, а в нем — вытертые каменные ступени, ведущие к воде. Согласно коптской традиции, именно по этим ступеням Святое семейство спускалось к лодке, чтобы продолжить по Нилу свое путешествие.

    12 марта 1976 г. рядом с церковью произошло чудесное явление. Воды Нила прибили к берегу Библию, раскрытую на той странице книги пророка Исайи, где сказано: «Благословен народ мой — Египтяне» (19:25). Библию поместили в стеклянную витрину в маленьком помещении, пристроенном к церкви слева от входа. Старинные церкви и монастыри заслуживают, конечно, первостепенного внимания. Но очень интересно посмотреть и современные сооружения, особенно монастырь Св. Семаана.

    Гора Мукаттам, нависшая с востока над Каиром, изобилует пещерами. Одну из них в начале 1970-х гг. превратили в церковь мусорщики-копты, поселившиеся рядом. Со временем ее расширили, поставили в ней скамейки на две тысячи мест, поскольку в коптских храмах принято сидеть. Назвали церковь именем Св. Марка. Однако открытие, сделанное 4 августа 1991 г., стало толчком к строительству пещерного собора таких размеров, по сравнению с которым церковь Св. Марка кажется почти игрушечной.

    В тот день рабочие, реставрировавшие древнюю церковь в Старом Каире, нашли на глубине 3 м глиняный склеп, а в нем — останки невысокого роста мужчины. Надпись на склепе гласила, что в нем похоронен Семаан Кожевенник. Тысячу лет назад этот человек сотворил великое чудо.

    Халиф Муизз, основатель Каира, любил религиозные дебаты. В 979 г. он призвал иудеев и христиан-коптов на очередную дискуссию. Один из иудеев процитировал то место в Евангелии от Матфея, где Иисус говорит своим ученикам: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „Перейди отсюда туда“, и она перейдет, и ничего не будет невозможно для вас» (17:200). Так вот, спросил иудейский богослов коптского патриарха, можешь ли ты силой веры своей, коли она истинная, передвинуть гору Мукаттам?

    Муизз поддержал иудея и дал христианам три дня на совершение этого чуда. В противном случае, сказал халиф, я объявлю вашу религию ложной, и вам придется либо погибнуть, либо покинуть Египет, либо принять ислам. Три дня и три ночи патриарх и его свита усердно молились в одной из церквей Старого Каира. И явилась им Дева Мария и сказала: Семаан Кожевенник — вот кто совершит чудо. Поставь, патриарх, его за собой. На другой день толпы людей собрались у горы Мукаттам. Сначала христиане долго молились, а потом патриарх, за спиной которого стоял Семаан, осенил гору крестом. И раздался страшный грохот. Гора задрожала, и часть ее исчезла — будто действительно отодвинулась. Так повторялось три раза. Объятый страхом Муизз бросился к патриарху, уверяя его в том, что убедился в истинности христианской веры. Копты были спасены.

    История эта описана в современных ей коптских манускриптах. Ее очень подробно излагает и Василий Гогара, посетивший Египет в 1634 г., только называет гору не Мукаттам, а Одор. Вскоре после обретения мощей св. Семаана в одной из пещер Мукаттама был заложен гигантский собор его имени. Пещеру значительно расширили, в ней построили амфитеатр на 20 тыс. мест! Храма такого размера нет на всем Ближнем Востоке. Еще до завершения строительства, 11 июля 1992 г., часть мощей св. Семаана перенесли в новый собор, часть же оставили в Старом Каире.

    В 100 км от столицы Египта, на полпути по «пустынному шоссе» на Александрию, расположен центр коптского монашества — Вади Натрун. Место это известно также как Натрийская долина. Там находятся четыре монастыря, существующих еще с IV в. — Св. Макария, Св. Бишоя, Барамос и Суриан. Самый древний из них основал в 360 г. преподобный Макарий Египетский, ученик «отца монашества» св. Антония Великого. Монастырь, носящий его имя, и самый интересный. Дорога к нему ведет на запад от того места на шоссе, к которому с востока примыкает город Садат. Монастырь Св. Макария закрыт для посещения, но для русских паломников монахи делают исключение.

    С 70-х гг. ХХ в. коптское монашество переживает «вторую молодость». Причина этого феномена, по-видимому, в том, что с ростом мусульманского фундаментализма копты тоже потянулись к «истокам», чтобы укрепить позиции своей общины. Пришлось значительно расширять монастыри. Когда в 1970 г. в монастыре Св. Макария началась реконструкция, там жили всего шесть монахов. Сейчас их уже около ста. Старая часть монастыря лежит на 2 м ниже, чем та, что примыкает к его нынешним стенам. Туда ведет лестница. Внизу сохранились остатки старой стены с кирпичной кладкой VII в. Во время реконструкции, завершившейся в 1975 г., арку укрепили железобетонным поясом.

    Самая древняя и просторная церковь монастыря, расположенная в левой части двора, носит имя Св. Макария. Там же хранятся и его мощи. Наиболее старая часть церкви — круглый кирпичный купол Х в., сооруженный над алтарем. К тому же времени относятся и резные деревянные алтарные врата. Во время реконструкции церковь расширили, поскольку число монахов значительно увеличилось. Старую деревянную крышу заменили железобетонной. С пола убрали культурный слой толщиной в метр и в левой части церкви обнаружили большой люк. Под ним — кирпичный склеп с полукруглой крышей. В склепе находились мощи 14 человек. Один из них был обезглавлен. В старинном манускрипте монахи нашли упоминание о том, что когда-то тело обезглавленного Иоанна Крестителя было перенесено для захоронения в Вади Натрун. Мощи извлекли из склепа и положили в специально сделанную красивую раку. Над ней висит написанная одним из монахов, отцом Иренеосом, икона «Крещение».

    Напротив церкви Св. Макария находится другая старинная церковь, значительно меньших размеров. Она посвящена похороненным там 49 мученикам-монахам, убитым в V в. кочевниками. Кирпичные арки и колонны, взятые из более ранних римских сооружений, сохранились со времени строительства церкви. Служба проходит в ней лишь один раз в году, 3 февраля, — в день памяти мучеников.

    Третья церковь монастыря — самая молодая. Кладка ее кирпичного свода напоминает церковь Св. Макария, но она не круглая, а состоящая из четырех треугольников-клиньев. В этой церкви интересны иконы. Одну из них монахи зовут «Черная Мадонна». Богоматерь с младенцем изображена на необычном для икон черном фоне, причем написана она на коже. Предполагают, что икона привезена из Эфиопии и относится она к XII в. Некоторые иконы явно не коптского письма — греческого или русского. Какого именно, монахи не знают. Но утверждают, что иконы эти очень старые.

    Слева от третьей церкви — глухое каменное сооружение высотой около 20 м. Это — традиционный элемент старинных монастырей, башня-хусн. Поначалу монастыри не обносили стенами. В случае опасности монахи прятались в башне. Вход в нее сделан на уровне высокого второго этажа, от двери к соседнему павильону-лестнице с колоколом перекинут подвесной мостик. Во время набегов кочевников-бедуинов монахи били в колокол тревогу, собирались в башне и поднимали мостик. Там они отсиживались неделями. На первом этаже спали, хранили припасы. В углу — 20метровый колодец. На втором этаже — церковь Св. Марии, а на третьем — три небольшие часовни. С крыши башни открывается прекрасный вид на Вади Натрун.

    В монастыре есть свой музей. В нем выставлены архитектурные фрагменты, найденные во время реконструкции. На месте монастыря были более древние сооружения греко-римского периода. Рядом с музеем находится просторное здание библиотеки. Ее гордость — рукописные сборники высказываний Макария Х в. Он был не только основателем монашеского жития в Вади Натрун, но и блестящим проповедником, за что был назван Великим. Духовное наследие Макария — 50 бесед и множество кратких изречений — высоко ценится. Еще в 1855 г. в Москве был издан сборник «Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова». Русская православная церковь ежегодно отмечает память Макария 19 января.

    Три других монастыря в Вади Натрун менее интересны, хотя, несомненно, достойны посещения. Они открыты все время, кроме периодов подготовки к большим праздникам — Рождеству и Пасхе. Дорога к этим монастырям ведет на запад с того места на шоссе, где расположены придорожные комплексы Банка Александрии и «Мастер». Но за один день, с учетом пути, можно посмотреть, не торопясь, только один или максимум два стоящих рядом монастыря — Св. Бишоя и Суриан. Это удобно сделать по пути из Каира в Александрию или обратно.

     








  • Пирамиды, колокольни, минареты
  • Гиза
  • Абусир
  • Саккара
  • Мемфис
  • Каир
  • Лицом к Европе
  • Вверх по Нилу
  • Вдоль Красного моря
  • К святым местам Синая
  • Зеленые острова в «желтом океане»
  • Виды туров (краткое описание)
  • Сезонная экономия
  • Выбор туристической фирмы
  • Что нужно, чтобы поехать за границу?
  • Транспорт
  • Аренда автомобиля за рубежом
  • Страхование путешественников «от А до Я»
  • Таможня
  • Памятка выезжающим за границу
  • Российские консульства
  • Отели
  • Деньги
  • Здоровье
  • Справочная информация
  • Карта часовых поясов
  • Телефонные коды стран мира
  • Законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации
  • Cловарь туристических терминов

  • © 2008 Egipet.dljavseh.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!